Rambler's Top100
  
  

Техника

Склизков В.А.
«Психологическая подготовка к бою»

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9- -10-

Введение

Важность психологической подготовки показали исследования, проведенные во время войны в Чечне. Вот данные, приведенные кандидатом психологических наук подполковником И.Н. Панариным: "Одно из подразделений, направлявшихся в январе 1995 года в Чечню, предварительно обследовали специалисты-медики. Они распределили всех его бойцов на четыре условные группы по степени психофизической готовности к боевым действиям: абсолютно готовы, совсем не готовы, и где-то между крайними значениями. Волею случая это подразделение (свыше 100 человек) оказалось в эпицентре боёв в Грозном. Через месяц выяснилось, что в строю осталось менее четверти военнослужащих. Три четверти были убиты, ранены или заболели. Самое потрясающее то, что практически все, кто уцелел, входили в первую группу "абсолютно готовых к боям". В данной связи автор справедливо указал на необходимость соответствующей подготовки солдат".

Сегодня военные учёные называют поразительную цифру: на 65 процентов боеспособность частей зависит от психофизического состояния солдата и только 35 процентов приходится на обеспеченность техникой и другие факторы. Всё вышесказанное показывает принципиальную важность психологической подготовки человека к бою.

Основная цель психологической подготовки - это борьба со страхом и обеспечение человеку доступа к резервным возможностям организма. Методы подготовки включают в себя, как работу на уровне обыденного сознания, так и использование особых режимов функционирования психики. Рассмотрим всё по порядку.

Методы подготовки

Работа на уровне обыденного сознания

Психологическая подготовка человека всегда начинается с работы на сознательном уровне (обыденный режим работы психики), основная её задача - борьба со страхом. Решается она двумя путями: воспитанием и обучением. Воспитанием развиваются волевые качества человека. Вот, что об их роли сказал в беседе с одним из своих друзей генерал Скобелев, обожаемый войсками именно за свою храбрость: "Нет людей, которые не боялись бы смерти, а, если тебе кто скажет, что не боится, плюнь тому в глаза, он лжёт. И я точно так же не меньше других боюсь смерти. Но есть люди, кои имеют достаточно силы воли этого не показать, тогда, как другие не могут удержаться и бегут пред страхом смерти. Я имею силу воли не показывать, что я боюсь, но зато внутренняя борьба страшная, и она ежеминутно отражается на сердце".

Главным инструментом воспитания является среда, в которой живет человек, и с которой он себя идентифицирует. Трудно ожидать волевых качеств от юноши, выросшего в чрезмерно мягких условиях. Но, и он может стать настоящим солдатом, в хорошем воинском коллективе. Важнейшим упражнением для развития волевых качеств является преодоление трудностей. Это могут быть трудности солдатской жизни и учёбы, занятия рукопашным боем со спаррингами и соревнованиями, прыжки с парашютом, сложные походы и т.д. и т.п.

Чтобы еще раз показать значение воли в действиях солдата приведём отрывок из произведения П.Н. Краснова "Душа армии. Очерки военной психологии": "Воля заключается в сосредоточении своего внимания на том, что отвлекает от мысли о смерти, о ранении, обо всём, что парализует храбрость. Воля заставляет думать о своей обязанности - целить, стрелять, идти вперёд, окапываться, занимает ум и рассеивает мысли. Воля заставляет начальника сосредоточить своё внимание на своём боевом участке, командовать, управлять, ободрять ослабевших духом. Воля заставляет высшего начальника думать о главном, отметая мелочи, стремиться к победе, минуя препятствиями. Чем выше военное образование начальника, чем больше он понимает обстановку, тем яснее работают его мысли и тем легче ему направить их к победе. В этом великое значение воли, её развития в себе, ибо воля родит храбрость. Волевой человек легче будет храбрым".

Человек боится того, чего не знает, к чему не готов. Поэтому обучение является важным элементом психологической подготовки бойца. Согласно Л.С. Выготскому, к возникновению аффекта (ажитации или ступора) предрасполагает остроконфликтная ситуация, в которой человек для спасения своей жизни должен действовать, но в тоже время он не знает, как действовать. Л.С.Выготский приводит пример с двумя путниками, один из которых, зная об опасности на дороге, заранее готовится, вооружается. Он может волноваться в пути, но при встрече с опасной ситуацией у него не возникает состояния аффекта, так как он готов к адекватному реагированию. Совершенно иначе ведёт себя второй путник, не знающий об опасности. При нападении у него может возникнуть состояние аффекта, так как он не готов адекватно действовать в этой ситуации. Как видим одной из причин развития аффекта, является неподготовленность к действиям в непредвиденных ситуациях.